Каждый день добавляет знаний, радости и мудрости...

пятница, 24 сентября 2010 г.

Не и ни. Уроки для забывших.

Урок 1.
Урок 2
Урок 3
Урок 4
"За частицы мне стало обидно!
НЕ прощу издевательства
НИ московским издательствам,
НИ писателям... Всем будет стыдно!"


Есть в русском языке такие странные придаточные предложения, в которых при сказуемом употребляется усилительная частица НИ. Мы-то привыкли, что перед сказуемым обычно НЕ, ну и... пишем себе, да?
Как же нам его узнать?

По целому ряду признаков. Они все нам потом еще пригодятся.
1. Это предложение - не самостоятельное и ни в коем случае не главное: оно - придаточное, то есть связанное по смыслу с главным и зависящее от него. Отдельно оно может встретиться разве что в устной речи или в диалоге, и то редко.
Куда НИ посмотри... - и чего там, да? нужно главное предложение.
Что бы он НИ предложил... - сами понимаете, мысль не завершена, наверняка там дальше: "она и слушать не хотела", да?
Как НИ странно... - ну не поставишь на этом точку, правильно?
2. Это придаточное присоединяется к главному при помощи следующих союзных слов:
где
как
когда
куда
откуда
сколько
почему
и КТО, ЧТО, КАКОЙ - в любых падежах.
3. Это придаточное называют невразумительным словом "уступительное", потому что:
- к нему невозможно задать никакого толкового и четкого вопроса от главного;
- оно относится ко всему главному предложению, а не к одному слову в нем;
- его смысл можно примерно и очень приблизительно передать при помощи конструкций с "хотя","вопреки тому, что", "несмотря на то что";
- его почти всегда можно переставить, изменить его место в предложении без ущерба для смысла.
4. В этом придаточном часто имеется частица БЫ.
Как БЫ вы НИ старались...
Где БЫ он НИ работал...
Кто БЫ что НИ говорил...
БЫ пишется, разумеется, раздельно, да? "А то! - скажете вы. - Само собой. Могла бы и не указывать!"
А если я вам в аналогичные фразы вставлю ЧТО вместо КТО, ГДЕ, КОГДА?
Это один из случаев раздельного написания ЧТО БЫ в русском языке, и его желательно знать в лицо.
Замечу в скобках: я противница таких методов проверки раздельного написания, как "если можно выкинуть". Слышали, наверно, от школьных учителей? Если, мол, что-то можно из фразы "выкинуть", то оно раздельно.
Должна вас огорчить: оно не работает. Во-первых, годы работы со школьниками и абитуриентами показали, что эти прекрасные люди могут "выкинуть" из любой фразы абсолютно все что угодно. А угодно им "выкинуть" оттуда побольше. Во-вторых, "выкиньте"-ка на пробу частицу ЖЕ из выражения ОДНО И ТО ЖЕ - не выкидывается, да? А писать надо раздельно.
Словом, подобные фокусы не проходят, и этот случай раздельного написания ЧТО БЫ надо просто распознавать.
Что БЫ он НИ сказал...
Что БЫ НИ случилось...
Что БЫ вы НИ думали... - ну в лучшем случае это БЫ можно переставить: Что вы НИ думали БЫ - но многим это режет слух и кажется неправильным, и люди тут же делают вывод, что раз оно так коряво звучит, значит, переставить нельзя, а раз переставить нельзя, то... тут же делается неверный вывод о слитном написании.
Лучше всего сразу задуматься о самом главном признаке нашего придаточного:
5. Частица НИ усилительная, а не отрицательная. И то действие, о котором идет речь в данном придаточном, совершается или должно совершиться.
Что бы он НИ сказал - наверняка он сказал много чего.
Что бы НИ случилось - оно случится, хотя это пока только наше предположение.
Что бы вы НИ думали - вы, конечно же, что-то такое себе думаете.
Как НИ странно - очень странно, на самом деле!
Чем бы дитя НИ тешилось - пусть себе тешится, лишь бы отстало.
Где он НИ работал - он там везде работал... или хоть числился. На этой частице НИ держится, например, смысл известной фразы:
"Где бы НИ работать, лишь бы НЕ работать", - почувствовали разницу?

А теперь я вам скажу страшное: это все уже понятно (да?), но есть аж 4 (четыре!) конструкции, от которых так старательно и занудно описанное мной придаточное надо отличать. Потому что в тех предложениях как раз НЕ, а вовсе не НИ.
Иногда несмотря на смысл.
***********
Итак.
"То самое" придаточное с усилительной частицей НИ нужно осознанно (наитие может и отказать, да?) отличать от похожих на него врагов пишущего народа.
Врага надо знать в лицо, правильно?

Враг народа номер 1.

Придаточное типа "Что бы он НИ говорил..." следует отличать от риторического вопроса или восклицания типа "Чего он только НЕ говорил!"
Видите, какая... засада, да?
В том вопросе-то тоже действие совершается: он же таки говорил. То есть по идее тут тоже должна была бы быть усилительная, а не отрицательная частица, но как бы не так.
Усилительная НИ перед сказуемым употребляется, как мы уже договорились, только в описанном мной придаточном.
А фраза "Чего он только НЕ говорил!" - совершенно самостоятельное предложение, а никому не придаточное.
Независимое оно. Само по себе.
Тем от нашего рокового придаточного и отличается.
И в нем пишется НЕ, несмотря на то что* действие, о котором идет речь, все-таки совершается.
Не спрашивайте меня - почему. Не говорите, что это несправедливо, бессмысленно и беспощадно.
Это так же беспощадно, как буква Я в слове "заяц": признали как факт, выучили, пишем, нет предмета для дискуссий.

Что бы он НИ говорил, она и слушать не хотела. - Первая часть этого сложного предложения - придаточное, а не главное. Действие в нем ("говорил") совершается - вывод: пишем нашу частицу НИ.
Чего он только НЕ говорил! - "да всё понятно, Ехидна, хватит уже: как только одна часть да восклицание, так мы и..."
Щаз.
Я вам раз - и сделаю предложение из двух частей, получите:
Чего он только НЕ говорил, чтобы ей понравиться.
И придется-таки вам вникнуть, какая часть тут главная, а какая - от нее зависимая.
И если мы видим, что "Чего он только не говорил" явно имеет собственное придаточное цели (зачем говорил-то?) и может использоваться отдельно , то писать в нем надо частицу НЕ.
Хотя действие совершается, да.
Нет, ничего нельзя поделать - разве что на уровне министерства специальным указом. Пока указа нет - будем вникать, кто тут главный, а кто придаточный, я дико извиняюсь.

Вникаем:
Как он НИ старался, ничего не получилось. - Не получилось - несмотря на что? Вопрос мы задаем от главного к придаточному, значит, первая часть - то самое придаточное, пишем НИ.
Чего НЕ сделаешь, чтобы добиться успеха. - Сделаешь - с какой целью? Первая часть - главное предложение, риторический вопрос по смыслу - пишем НЕ... потому что мы договорились в таких вопросах писать НЕ, и всё.

Где он НИ бывал, везде скучал по дому. - Придаточное с НИ.
Где он только НЕ побывал! - Независимое предложение, риторическое восклицание с НЕ.

Кто НИ делал это задание, каждый ошибался. - Задание делалось, первая часть не может быть самостоятельным предложением - это то самое придаточное, пишем НИ.
Кто НЕ пытался сделать это задание без ошибок!** -  Все пытались... ну и что, что действие совершилось, - предложение-то у нас совершенно самостоятельное. Значит - НЕ.
***********
 Здравствуйте, садитесь, пожалуйста...  рада вас видеть... продолжим наши уроки.
  Тем, кто еще на них не был или учил, но забыл, напоминаю: мы проходим сейчас мимо одного особенного придаточного предложения, которое ужасно, обло, озорно и только что не лайяй. Но укусить может - особенно если вам ЕГЭ сдавать или на работе бумажки какие писать.
  В этом придаточном мы пишем перед сказуемым НИ. Потому что нам в данном случае нужно не отрицание, а усиление: действие, о котором идет речь в придаточном, совершается.

  К этому типу относятся (я сколько раз видела неправильное написание, причем в газетах, в заголовках, огромными буквами, без никакой грамотности, тьфу!) пословицы:
  - Чем бы дитя НИ тешилось (НИ, я вас умоляю, потому что пусть оно тешится!), лишь бы НЕ плакало (а вот тут НЕ, ибо надо дать маме книжку почитать!).
  - Как волка НИ корми, он все в лес смотрит.
  - Сколько веревочке НИ виться, а кончику быть.

  Это придаточное не нужно путать с некоторыми похожими на него врагами человека... нет, я не нарочно их придумала, как бы плохо вы НИ думали о ехидне.
  На прошлом занятии мы изучали врага номер один: риторический вопрос или восклицание с НЕ типа "Чего только НЕ придумает эта ехидна!"

  А сейчас - враг номер два, прошу любить, жаловать и знать в лицо.

  Сегодняшний наш враг - это придаточное определительное с нормальной частицей НЕ перед сказуемым.
  Так хорошо может оно прикинуться похожим на наше любимое, в котором НИ... мы же его уже изучили да освоили, а тут... опять ехидна! Прям с этого ведь и начала урок-то:
  "Тем, кто НЕ был на уроке, напоминаю..." - совершенно верно: тут речь идет о банальном отрицании. Кто НЕ был на уроке, тот этого не знает.
  А вот "Кто бы он НИ был, придется ему сдавать экзамен" - это совсем другая песня, это наше придаточное, ибо тот самый "кто" таки "был".

  Сравните:
  Кто НЕ сделал задание, останется после урока.
  Кто НИ делал это задание, каждый ошибался.

  Кто НИ читал его стихи, каждый восхищался ими.
  Кто НЕ читал его стихов, тот много потерял.

  В таких придаточных определительных действие НЕ совершается... ты бы, Ехидна, НЕ морочила нам голову терминами-то: какая разница - "уступительное", "определительное", мы и так поняли, что по смыслу...
  Щаз. По смыслу, ага.
  Примерчик... даже, не побоюсь этого слова, примерчег:

  Нет такого места, где бы он Н.. побывал - чего пишем, если ничего не слышим? Он там бывал или нет? если места нет, то он везде бывал, а если он бывал, то усиление, семь на ум пошло, а если он там не бывал, то... вот именно.
  Смысл тут... повбывал бы, какой смысл.
  Поэтому бороться мы будем с помощью вопроса: придаточное определительное (это где НЕ) относится к одному конкретному слову в главном предложении и отвечает на вопрос "какой?" или "кто?".
  Вникаем: Нет такого места - места какого? - где бы он... НЕ (все-таки НЕ!) побывал.
  То есть места-то того в природе нет, но его описание (определение) мы даем.
 
  Не было ничего (какого такого ничего?)), о чем бы он НЕ знал. - Да, это опять придаточное определительное, и частица в нем отрицательная.
***********
Вот и отлично, выучите теперь наизусть, если вдруг кто-то почему-то НЕ выучил:
  ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО - это выражение по своей сути - абсолютно то же самое, что наше любимое придаточное с усилительным НИ.
Если вникнуть, то его можно заменить на "чего бы это НИ стоило", а если не вникать, то... да! выучите его!! все 6 (шесть!) слов - раздельно!!! иначе... помните гиену-то огненную?
Она не дремлет и уже в пути.
А Ехидна на тропе войны.
Мы с гиеной ходим парой... а вы заодно, за компанию, уж выучите и
 КАК БЫ ТО НИ БЫЛО  и ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО, ладно?
Ой, сплетня: один мой ученик... Яна Вячеславовна столько раз диктовала мрачным голосом ехидны: во - что - бы - то - ни - стало - шесть слов - раздельно!
Он очень старался и написал: ЧТО БЫ ТО НИ БЫ ЛО - чтобы шесть было, понятно же. К тому же он рассудил, что две раздельные БЫ приглянутся Ехидне Вячеславовне больше, чем одна... он хотел как лучше. Будьте бдительны.

Кстати, если кто-то из участников нашего проекта еще НЕ сделал работу над ошибками, то посмотрите, пожалуйста, о чем там речь.
Потому что мы свели наше правило к трем моделям:

МОДЕЛЬ 1.
(*** (бы) НИ .....), [ ......]. - придаточное уступительное с усилительной НИ.

МОДЕЛЬ 2.
[...], (*** НЕ ....). - придаточное определительное, отвечающее на вопрос "какой"?" (реже "кто?), действие в котором НЕ совершается.

МОДЕЛЬ 3.
[*** НЕ ...] ?! или [*** НЕ ...], (.....). - риторический вопрос или восклицание, к которому можно приклеить придаточное или еще как-то его удлиннить.

А сегодня - МОДЕЛЬ 4.
[....], пока (если, чтобы) НЕ....) . - это придаточные условия, цели, времени или еще какие-то - не берите в голову термины - главное, что они присоединяются к главному совершенно другими союзами: ПОКА (до тех пор пока), ЕСЛИ, ЧТОБЫ (слитное в данном случае!).

 - Пока он НЕ придет, мы не сможем начать работу. (он же вроде как придет... ну и начинается... то ли НЕ, то ли НИ?)
- Он сказал это, чтобы она НЕ уходила. - придаточное цели, отвечает на вопрос "зачем?"; цель отрицательна... при всей положительности смысла. :)
- Он сказал, чтобы она НЕ уходила. - союз "чтобы" может присоединять обычное придаточное изъяснительное, отвечающее на вопрос "Что?"

Я не знаю, почему эти несложные и мирные фразы вдруг начинают путать с нашим придаточным с НИ (с моделью 1).
Может быть, это гиперкоррекция, известная в народе под девизом "Во многознании есть многие печали"; может быть, мнительность и подозрение, что ехидны и гиены скрываются везде... просто везде, куда НИ глянь!
Может быть, это некоторая смысловая неясность: то ли отрицание, то ли... не пойми что.
К тому же очень всех возмущает коварное словцо "ЧТОБЫ" (чтоб его!): то оно слитно, то раздельно, и если тут же рядышком и то ли НЕ, то ли НИ... да вы сами попробуйте, та еще гадость... как заливная рыба!
******
И еще интересная деталь из ее дневника:

А Мыш в шестой. Для нее это немножко и первый: с шестого класса тут заканчивается первая ступень обязательного начального образования и начинается вторая - на три года.
Мыш переходит в другой корпус школы, теперь у них будут учителя-предметники, детей в классах перемешали - этим специально занимались школьные психологи, создавая новые детские коллективы с учетом всякого-разного: успеваемости, поведения, совместимости... не знаю уж, что там у них получится. Однако Мыш оказалась в одном классе с четырьмя своими бывшими одноклассниками - две девочки, два мальчика - и все они из числа ее друзей, что не может не радовать. Видимо, и психологи чуЙствовать умеют. :)

Бывают же такие психологи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий