Каждый день добавляет знаний, радости и мудрости...

пятница, 5 ноября 2010 г.

О вчерашнем собрании. Дружный класс. 13 шагов.

В общем, то, о чем говорила, постаралась сделать нагляднее:

















Это мое видение. Буду рада комментариям. Что можно было бы добавить? О чем я забыла?
Пока я вижу задачу так: мне бы хотелось, чтобы в итоге за 12 лет это стал класс
1. всесторонне развитых ( как физически, так и интеллектуально),
2. хорошо образованных ( ну, как минимум, это положительные оценки, максимум глубокая увлеченность и знания в области  фундаментальных наук ( мы же реальная школа!), владеющие на хорошем уровне как минимум несколькими языками, естественно- по способностям!),
3.социально-успешных ( умение вживаться в любой коллектив, элементарно- умение общаться с разными людьми, быть принятым, умение себя преподнести, выступать на публике, умение защищать свои права , чувствовать себя свободно и умение вести за собой, самому создавать коллективы т.д.)
4.личности ( в каждом заключено нечто особенное, отличающее его от других. Возможность реализовать свои таланты!)
5. личности, руководствующиеся этическими и моральными нормами. ( не убей, не укради,  будь добр к беспомощному, помоги нуждающемуся в твоей помощи, элементарные принципы гигиены- внешний вид, запах и т.д., стремление к искусству, культуре)
6. готовые быть успешными и дальше в жизни. ( Мало знать, надо еще и уметь это применять на практике. Удача приходит к тому, кто готов ее принять! Научиться использовать свои возможности, лавировать между меняющимися условиями жизни, быть стойким к неудачам и  быть готовым оказаться "на коне" и не сломаться от "звездной болезни", больших возможностей, пользоваться успехом, быть любимыми, интересными, радоваться своим достижениями и получать от этого удовольствие и т.д., в конце концов, к конце школы уже понимать реально чего же ты хочешь от жизни и кем быть.. :)

Для этого нужно:

1. Как минимум дети :) Нас 28. Очень разных. И это замечательно, тем многограннее будет коллектив, тем интереснее.
2. Учителя. Важны все. Но, в младшей школе, решающую роль играет классный руководитель.
3. Помещение. Помещение должно соответствовать санитарным нормам, как минимум. Вот тут проблема. Первая в этом списке :) Воздух! Вернее ужасная вентиляция. Это не проблема класса, но школы. И это предмет для разговора с попечителями и администрацией, как мне кажется. Пока эту проблему не выделят как проблему, решать ее никто не будет. А 45 минут в классе, где 29 человек активно дышат ( а многие и очень активно, особенно, если полурока успокаивать :), а окна закрыты, и они пластиковые, и стены гипроком обиты, и даже если дверь открыть в коридор- там тоже пластиковые окна (и вентиляционные отверстия на улицу есть, кажется, по пару на этаж). Мало кислорода, сами знаете- хуже думается. Но это проблема для обозначения, для того, чтобы пока ее положить в ящик. Потому что конкретно, что мы можем сделать сейчас- поднять вопрос... и все. Поэтому в смысле помещения надо обратить внимание на то, что мы можем сделать: создать уют- в этом смысле нам повезло, теплый цвет стен, нормальные парты, доска, шкафчики, тряпочки.  Если бы учителю понадобилось в работе, мне кажется, можно было бы добавить проектор. Всевозможные наглядные пособия, без них- никуда. Периодические стенгазеты, стенд класса, где должны быть записаны наши правила, принципы и пр. атрибутика ( о которой речь в другом пункте, см. далее)
4. Комфортная психологическая атмосфера. Главная проблема,имхо. Каждый ребенок должен чувствовать себя защищенно! Каждый должен соблюдать равные права для всех ( мы же живем в демократической стране, верно? см. конвенцию). Никто не имеет прав на физическое или психологическое насилие. Каждый имеет право на получение учебного материала. Ябедничать, врать, драться, обзываться, красть- не допустимо.  Наличие общих целей,задач, занятий. Привитие ценности образования, общепринятых этических и моральных принципов для всех. В каждой семье существуют различные этические и моральные ограничения, но общепринятые нормы должны соблюдаться всеми. Думаю, здесь надо будет просто обсудить, записать общее для всех и вывесить в классе. Легкость в общении, умение переворачивать из негатива в позитив, умение перевести сложное в игру ... они же еще дети. Очень важно: не вешать детям негативных "ярлыков", плохим может быть только поведение, а не ребенок! Вообще,это отдельная тема- психология отношений. Можно было бы в классе проводить и нечто подобное тренингам, и здесь писать статьи, у нас есть ведь в классе люди, имеющие отношение к психологии... Думаю, так и надо поступить. 
5. Родители и пр. попечители. Бывает так, что ребенка воспитывает не родитель. Мне кажется важным не вычеркивать из нашей жизни тех детей, которым не очень повезло в жизни. Хотя.. кто знает, что такое повезло? Тем не менее, помогая другому ребенку выживать в нелегких условиях, принимая его в круг своих интересов и способов влияния, Вы помогаете тем самым  и.. своему ребенку.. не оказаться, как минимум в плохой компании. В которой рано или поздно окажется брошенный ребенок! Не говоря уже о том, что ,может быть, именно благодаря Вам этот ребенок сможет остаться нормальным, не скатится, а может, даже , наоборот, добьется в жизни чего-то значительного. Можно ведь убрать из класса такого ребнка, скажет кто-то... Можно.. Но, во-первых, это плохой поступок, не страшно такое на совесть принимать? ;во-вторых, он никуда не денется, он в том же городе как минимум и кто знает, что будет когда они пересекутся с Вашим ребенком следующий раз, в-третьих, думаю Ваш ребенок тоже не оценил бы подобных стараний, в-четвертых, не бывает плохих людей... бывают неудачные обстоятельства... и т.д. Попечители- это еще и круг наших знакомых, которые могли бы выступить перед классом, куда-то пригласить, чему-то научить... В общем, повторюсь- хороший работающий коллектив нас-это 50% хорошего коллектива наших детей.
Каждый что-то может сделать для всех ! Каждый.
6. Обучающий материал.
6.1. Традиционные уроки. Я имела ввиду, обычный ход, обычные материалы, обычный способ подачи. Это необходимый базис. Все как делается.
6.2. Личные учебники, тетради, то в чем работает сам ученик, например, дома. + дополнительные учебники. Почему я так за них ратую. Потому что больно смотреть на то, что пишется в тех, по которым учатся сейчас. " Желудок-это емкость..", потребляют в пищу, заглавная буквы Ы в прописях... Емкость- искусственное образование, таз, кастрюля, никак не желудок! В пищу употребляют, а потребляют электричество. Быквы Ы заглавной нет в русском языке. И поэтому же не стоит прописывать слово Ынне. Нельзя менять один язык под необходимости других стран. Так и надо объяснять, что тут так надо написать, потому что мы переводим эстонское название улицы, но это не есть правило! А слова без окончаний?А сколько мы всего не замечаем? Поэтому , чтобы дать добротное образование надо учиться на своем родном языке и по хорошим учебникам авторов, которые имеют богатый опыт преподавания или отличные результаты новых методик. В силу обстоятельств..плохих :).. мы вынуждены учиться на другом языке. Но надо четко отдавать себе отчет, что мы получаем знания по языку, а не по предмету! Поэтому нужны дополнительные знания на родном языке, если , конечно, кого-то интересует, чтобы его ребенок был конкурентноспособным ( любимое слово в нашей школе) не только на рынке сварщиков и продавщиц, эстоноязычном, но и на рынке интеллектуального труда. Любой страны. И я за то, чтобы чаще использовать наглядные материалы. Мне жаль, что реплика " нет времени" стала такой традиционной. Нет времени..на своего ребенка? Тогда зачем это время? Знаю, что в других школах работают со всевозможными карточками ( пример, на уроках языков, это известные методики),  зарисовывают и падежи и таблицы умножений... Мне жаль, что у нас все это никогда не хватает времени. А между тем, можно было бы давно закончить темы и быстрее двигаться дальше. Просто потому что ребенку проще увидеть и запомнить, чем связать сначала буквы между собой, а потом еще с каким-то далеким смыслом на дальней полочке в голове... Хотя, я могу много не знать. если я ошибаюсь, извините. А остальным- на заметку.
6.3. Обучающие поездки, экскурсии. Как просто донести материал до ребенка- сделать так, чтобы он сам захотел его понять. Экскурсии-это и узнавание нового, и закрепление старого, это и расширение кругозора и умение...перемещаться по улице  безопасно, это умение слушать, умение анализировать, это демонстрирует ценность знаний и умений для всех, в том числе для тех, кто не понимает зачем учиться.
6.4. использование современных методов обучения. Наши дети такие шустрые, они так быстро соображают, информацию считывают мгновенно, они очень отличаются и от нас и от даже детей постарше. Не использовать современные методы обучения, значит усложнить себе задачу, один хороший обучающий ролик какой-нибудь американской телеэнциклопедии включает в себя информацию нескольких уроков. Столько средств вбухивается в создание технологий , столько полезных функций у компьютера, облегчающего нам жизнь, но почему-то наши дети пользуются, в основном, только функцией игр. И ладно бы развивающих, обучающих... стрелялки, увы. Разговоры насчет мальчикам "надо и пострелять" -не выдерживают критики- отведите его в тир, пусть действительно научится технике точной стрельбы, а чтобы сбросить лишнюю энергию- так научите его себя конролировать и не создавать себе эту лишнюю плохую энергетику... "стрелялки"- игры для взрослых детей. И для маленьких мужчин :) Маленький ребенок убивая человека на экране переходит грань дозволенного в своем мозгу. Кто знает к чему может привести внутреннее разрешение на "убить" ? Мы тоже в детстве играли в партизанов, войнушку и т.д., но это ролевые игры. Надо же понимать разницу! Итак, я не против компьютеров, я за- его применение в полезных целях. Также всевозможные порталы с интернетолимпиадами, также возможность самому подготовить реферат, доклад, выступить перед другим классом, поучиться в другом классе 1 день... Много всего сейчас придумывается и мне кажется, имеет право на жизнь, потому что так интереснее всем!
7. Внеклассные мероприятия. Имею ввиду те, что не обучающие. Это праздники Дней рождения, походы, пикники, классные часы. Это время просто для общения, чтобы лучше узнать друг друга, поделиться радостью, просто пообщаться... Друзья так делают.
8. Период, время. 12 лет. Через год мы будем говорить о пройденной трети обучения в школе. Представляете? Одна треть... Стоит задуматься, а чему они научиться к этому сроку. И вписываемся ли мы в график, например, достижения вышеописанных целей...
9. Летопись, история, фото, видео,хроники.... Что вызывает восторг на встречах выпускников? Какие-то сохранившееся мелочи, детали, стенгазета из 5 класса " Как мы ездили на картошку", тетрадь с сочинениями из восьмого, фото ,сделанное кем-то на перемене, где все вповалку... Это наша жизнь! У каждого в семье есть фотоальбом, коробочка с бирочкой из роддома, не знаю..что там..открытка от кого-то, бережно хранимая... Время так быстротечно, думаешь, ну завтра сделаю..А через год вспоминаешь, что не сделал, а сейчас уже поздно... Я пишу этот дневник, делаю фото, снимаю их для того, чтобы каждый их них потом, через много лет смог посмотреть на себя и вспомнить  с чего все начиналось, кто знает , что будет дальше, зато мы точно знаем что есть сейчас и видим, что было вчера. Мы можем проанализировать, просто порадоваться, просто посмотреть, вспомнить, а это уже не мало. Это уже история.
10. Индивидуальное развитие талантов. Уже писала-в каждом своя жемчужинка! Увидеть, понять, помочь раскрыться. Поделиться успехом с другими, принести в школу, написать на школьном сайте, в школьной газете о победах, достижениях. Организовать кружки, рассказать о своем опыте, где куда ходите и почему. Это та же многогранность. Только уже личностная. Многогранник в многограннике- уже не стекло, уже хрусталь :) Не должны быть все математиками ( правда, почему тогда мы все здесь? :)), и все же, не могут все быть отличниками, круглыми молодцами, но и громко и постоянно говорящий может стать Озеровым или Маслюченко, не способный усидеть на месте может стать Бекхемом, выпендрежник может стать известным кутюрье, а завзятый двоечник-знаменитым художником... Я об этом.
11. Атрибутика. У любого футбольного клуба есть своя атрибутика, у каждой дворянской семьи, у страны, у школы, у любого сообщества, фирмы... И у нас должно быть то, что нас всех обхединяет. То, что можно показать другим и они сразу про нас все поймут. Сначала мы были ежиками, даже печать была :) Здорово, кстати, было :) Но ежики как-то не прижились... Пока я назвала их "Совята" в стенгазете. Потому что эмблема школы- сова. Но все это надо четко продумать... Кричалки всякие, на соревнованиях, например... Песню свою- в автобусе петь :)
12.Принадлежность школе. Помимо нашего коллектива, наши дети, еще вписаны в школьный коллектив. И надо помнить и соблюдать школьные традиции, требования, празники и мероприятия. Это понятно.

Вот. Где-то так. Быстро, навскидку. Давайте, все выскажемся на эту тему, чтобы уже начать что-то делать. Третий класс все-таки...

Да!  Я тут довольно часто употребляла не очень мною любимое, но довольно современное слово успешный... У меня есть целые наработки на эту тему. Это долго. Но в трех словах, вернее в пяти пунктах, успешный человек в моем понимании успешен в пяти областях своей жизни:
1.Личность/социум.
2. Карьера/бизнес ( профессионализм в какой-нибудь области).
3. Мужчина/женщина
4. Родитель/ребенок ( причем для людей, которые не могут иметь детей все равно важно быть кому-то "родителем", хоть собаке,хоть фирме, хоть детдому, сюда же относятся отношения и со своими родителями)
5. Здоровье/гармония

Дисбаланс в одной из областей является причиной неуспеха и неудовлетвореностью жизни.
Поэтому важно гармоничное развитие всех 5 областей на протяжении всей жизни.

*******
Дописываю:
Что еще забыла:
13. Достижения класса. Регулярные публикации в массмедиа, кубки, выигранные олимпиады и соревнования, поставленные спектакли, посаженный лес, собранный металлолом :)созданное что-то новое- все это открывает дорогу классу, дает преимущества в получении бесплатных билетов, посещений, поездок за границу, привлекает интересных и полезных людей и ,таким образом, открывает возможность для новых достиженийт.д.

1 комментарий:

  1. Кстати, спасибо за волшебные "подсказки" по русскому! :) Леон каждый раз восторгается тем, "как теперь быстро и удобно"!

    ОтветитьУдалить